Русский язык
1 кл.2 кл.3 кл.4 кл.5 кл.6 кл.7 кл.8 кл.9 кл.10 кл.11 кл.
Имя существительное
Разработка контрольной работы с элементами тестирования по теме «Имя существительное» для 5 класса средней общеобразовательной школы.
Имя числительное
1. Обобщение изученного о числительном; 2. Проверочные работы; 3. Склонение числительных: А) таблицы; Б) схемы.
Интенция
Коммуникативное намерение говорящего — намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, отчасти также и чувства на какой-либо предмет
Исаченко, Александр Васильевич
(1910–1978), лингвист, славист широкого профиля, занимавшийся современными языками и историей славянских языков; по своим взглядам он принадлежал ко второму поколению структуралистов Пражской школы, а начиная с 1960-х годов воспринял идеи и методы генеративизма.
Казанская лингвистическая школа
Сложилась в конце 1870-х — начале 1880-х годов в Казанском университете. Два главных ее представителя — И.А.Бодуэн де Куртенэ и Н.В.Крушевский.
Канцельсон, Соломон Давидович
(1907–1985), русский лингвист. Специалист по теории лингвистики, типологии, сравнительно-историческому языкознанию. Занимался также проблемами теории грамматики.
Категории грамматические
Граммемы, имеющие привилегированный статус в языковой системе; в каждом языке имеются свои грамматические категории, но многие существенные для человеческого опыта значения оказываются в составе грамматических категорий очень большого числа языков (таковы, например, значения количества объектов, длительности действия, времени действия относительно момента речи, субъекта и объекта действия, желательности и др.
Клише речевые
Застывшие речения; осознаваемые как несвободные (т.е. воспроизводимые целиком) всеми носителями языка. В лингвистической теории приблизительно в том же значении употребляются следующие термины: речевые стереотипы, идиомы, фразеологизмы, штампы, групповые шаблоны, излюбленные обороты, стереотипизированные обороты и т.д.
Когнитивная лингвистика
(когнитивная грамматика) направления лингвистических исследований, сложившегося во второй половине 1970-х годов.
Коннотация
Тип лексической информации, сопутствующей значению слова. Коннотации являются разновидностью связанной со словом так называемой прагматической информации, поскольку отражают не сами предметы и явления действительного мира, а отношение к ним, определенный взгляд на них.
Контраст
Одна из категорий коммуникативной структуры предложения. Контраст служит для выражения отношений сопоставления и противопоставления.
Криптография
Или криптология (в отечественном словоупотреблении термин «криптология» объединяет в себе «криптографию», т.е. шифрование сообщений, и «криптоанализ», т.е. несанкционированное расшифровывание сообщений (также широко употребляются термины «дешифровка / взламывание / ломка / взлом(ка) / вскрытие / раскрытие / раскалывание»), наука и искусство передачи сообщений в таком виде, чтобы их нельзя было прочитать без специального секретного ключа.
Крылатые слова
Различные в структурном отношении устойчивые сочетания слов, в большинстве случаев афористического характера, источник возникновения которых (литературный, фольклорный, публицистический и т.п.) мыслится как общеизвестный.
Культура делового общения
Представлена презентация к занятию элективного курса: «Деловой русский язык». Ресурс содержит описание основных понятий, принципов общения, задание для учащихся.
Лексема
Слово, рассматриваемое как единица словарного состава языка в совокупности всех его конкретных грамматических форм и выражающих их флексий, а также всех возможных значений (смысловых вариантов).
Лексика
Тест по теме «Лексика» включает вопросы на повторение устаревших слов и неологизмов, диалектных слов, жаргонизмов, фразеологизмов. Тест можно использовать в 5, 6 классах.
Лексика русского языка
Разработка контрольной работы по русскому языку с элементами тестирования по разделу «Лексика» для 5 класса общеобразовательной школы.
Лексическое значение слов
Второй, третий, четвертый уроки по изучению темы в 5 классе по программе М.М.Разумовской
Лингвистика (языкознание, языковедение)
— наука, изучающая языки (существующие, существовавшие и возможные в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще.
Литературный язык
Наддиалектная подсистема (форма существования) национального языка, которая характеризуется такими чертами, как нормативность, кодифицированность, полифункциональность, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.
Марр, Николай Яковлевич
(1864/65–1934), языковед, филолог, археолог. Наиболее значительны его ранние работы, посвященные публикации и комментированию ценных древнегрузинских памятников письменности, грамматике древнеармянского и древнегрузинского языков. Автор противоречивого «Нового учения о языке», которое трансформировалось в идеологически оформленную административную практику, принесшую много вреда развитию языкознания и других наук.
Марризм
(«Новое учение о языке») — совокупность гипотез об историческом развитии языка, выдвинутых в 1923 и в последующие годы академиком Н.Я.Марром и представлявших собой реакцию на кризис господствовавшего в 19 в. сравнительно-исторического метода.
Междометие
Неизменяемое слово, служащее для выражения эмоций и других реакций на речевые или неречевые стимулы.
Международный язык
Искусственный язык, предназначенный для международного использования в качестве вспомогательного языка; в другом смысле — язык, который был в прошлом или является в данное время языком какой-либо нации, но использование которого распространилось за пределы национальных границ (такие языки называются также мировыми).
Межкультурная коммуникация
Общение, осуществляемое в условиях столь значительных культурно обусловленных различий в коммуникативной компетенции его участников, что эти различия существенно влияют на удачу или неудачу коммуникативного события. Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры.
Методика к уроку «Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных»
Методический комментарий к уроку «Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных»
Методика к уроку «Живая и неживая природа. Знакомство с предложением»
Методический комментарий к уроку «Живая и неживая природа. Знакомство с предложением»
Методика к уроку «Кто помогает человеку в саду и огороде? Знакомство с понятием „текст“»
Методический комментарий к уроку «Кто помогает человеку в саду и огороде? Знакомство с понятием „текст“»
Методика к уроку «На рыбалке. Знакомство с вопросительным предложением»
Методический комментарий к уроку «На рыбалке. Знакомство с вопросительным предложением»
Методика к уроку «Речевые и неречевые звуки»
Методический комментарий к уроку «Речевые и неречевые звуки»
Методика к уроку «Ударение. Беседа о поделках из природного материала»
Методический комментарий к уроку «Ударение. Беседа о поделках из природного материала»
Образовательные ресурсы взяты из регионального каталога Единой коллекции ЦОР.