Русский язык
1 кл.2 кл.3 кл.4 кл.5 кл.6 кл.7 кл.8 кл.9 кл.10 кл.11 кл.
Алгоритм выбора букв О, Е, Е после шипящих и Ц
Опорная алгоритмическая схема, которая поможет учащемуся правильно выбрать орфограмму. Ресурс в формате Microsoft Word, может использоваться как дидактический раздаточный материал к уроку русского языка.
Анализ композиции рассказа и его художественных особенностей
Учебная презентация, направленная на изучение анализа композиции рассказа и его художественных особенностей
Безударные гласные в корне слова
Мультимедийная презентация для индивидуальной и групповой работы по теме «Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова»
Бессоюзное сложное предложение
Презентация к уроку русского языка в 9 классе. Можно использовать в качестве дополнительного материала.
Бессоюзное сложное предложение
Представлена информационная карта по теории БСП. Ресурс можно использовать в качестве раздаточного материала на уроках русского языка.
Бессоюзное сложное предложение
Ресурс представляет собой предложения с вариантами типов предложений. Используется в качестве проверочного теста для учащихся 9 класса.
Буква Т; т. Знакомство с новой буквой. Транспорт. Виды транспорта
Интегрированный урок обучения грамоте и окружающего мира
Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Буквы О-Е(Е) после шипящих и Ц
Анимированная презентация к уроку русского языка. Ресурс представляет собой правила написания гласных после шипящих и Ц в корне слова, суффиксах и окончаниях. Можно использовать для закрепления и проверки знаний по теме, при объяснении нового материала.
Валентность
Способность слова сочетаться в тексте с другой языковой единицей, прежде всего с другим словом (ср. термин «валентность» в химии, служащий для описания способности химических элементов образовывать соединения той или иной структуры). Термин был введен в лингвистику Л. Теньером и А.В. де Гроотом.
Вводные слова и предложения
Презентация к уроку по русскому языку. Ресурс содержит самостоятельную работу для учащихся, творческое задание.
Вежбицкая, Анна
(р. 1938), польский лингвист. Автор идеи «культурных стереотипов», во многом определяющей семантическую структуру того или иного языка. Эта идея развивается в таких ее работах, как «Прагматика культурного взаимодействия», «Семантика, культура и познание», «Понимание культур через ключевые слова» и др.
Вежливость
(в языке), термин, традиционно используемый для обозначения разнообразных средств языкового выражения социальных отношении между говорящим, слушающим и людьми, о которых идет речь.
Вид
Категория глагола, указывающая на внутреннюю структуру и способ существования ситуации во времени.
Виноградов, Виктор Владимирович
(1995–1969), русский лингвист и литературовед. Основные работы посвящены грамматике русского языка — «Русский язык. Грамматическое учение о слове», истории русского литературного языка — «Очерки по истории русского литературного языка» и др.
Винокур, Григорий Осипович
(1986–1947), русский языковед и литературовед, был одним из создателей истории русского литературного языка как особой дисциплины («Русский язык: исторический очерк»). Много занимался вопросами стилистики и культуры речи («Культура языка»), близок к Пражскому лингвистическому кружку.
Владимирцов, Борис Яковлевич
(1884–1931), советский лингвист. Его главный лингвистический труд «Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халхаского наречия» включает в себя генетическую классификацию монгольских языков и наречий, очерк их истории и описание фонетики и письменности.
Внутренняя форма слова
Осознаваемая говорящими на некотором языке мотивированность значения слова (или словосочетания) данного языка значением составляющих его морфем или исходным значением того же слова, т.е. образ или идея, положенные в основу номинации и задающие определенный способ построения заключенного в данном слове концепта.
Волошинов, Валентин Николаевич
(1895–1936), советский лингвист, литературовед, философ. Наиболее значительна книга «Марксизм и философия языка», резко полемичная по отношению ко многим современным направлениям философии и лингвистики.
Выбор букв О, Е, Е после шипящих и Ц
Анимированная презентация. Ресурс представляет собой набор дидактических игр для закрепления и проверки знаний по теме.
Герундий
Термин традиционной латинской грамматики, обозначающий специфическое для латинского языка образование: отглагольное имя действия, по своим свойствам промежуточное между именем и глаголом.
Глагол
Грамматический класс слов (часть речи), основным грамматическим свойством которых является способность выражать категории аспекта, времени, модальности, залога и нек. др., а основным синтаксическим свойством — предикативность, или финитность, т.е. способность выступать в роли сказуемого — синтаксической вершины предложения.
Говор
Наименьшая территориальная разновидность языка. Говор представляет собой языковую систему, которая является средством общения небольшой группы людей, как правило, жителей одного или нескольких соседних населенных пунктов.
Гумбольдт, Вильгельм Фон
(1767–1835), немецкий философ, филолог, искусствовед, правовед и государственный деятель. Гумбольдт считается основоположником философии языка, а во многом и европейской традиции теретического языкознания. В основе разработанной им лингвофилософской системы лежат кантианские идеи.
Двуязычие
(билингвизм), владение двумя языками; обычно — в ситуации, когда оба языка при этом достаточно часто реально используются в коммуникации.
Дейксис
Использование языковых выражений и других знаков, которые могут быть проинтерпретированы лишь при помощи обращения к физическим координатам коммуникативного акта — его участникам, его месту и времени.
Деловое письмо. Электронная почта
Типы деловый писем. Правила написания делового письма. Способы отправки делового письма
Детская речь
Область знания, исследующая речь детей, находящаяся на стыке лингвистики, психологии, физиологии, когнитивной науки, социологии, философии и искусственного интеллекта.
Дефисное и слитное написание существительных с пол-, полу-
Разработка-конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Дефисное и слитное написание существительных с пол-, полу-».
Дискурс
Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии.
Дополнение
Второстепенный член предложения, которым выражается объект действия, поясняется сказуемое, а также и др. члены предложения, заполняющий несубъектную валентность предикатного слова.
Ельмслев, Луи
Датский лингвист, основатель и виднейший представитель глоссематики. Главные работы Ельмслева — двухтомный труд «Категория падежа» и «Понятие управления».
Женевская школа
Одно из направлений лингвистического структурализма. Сложилось в Женевском университете (Швейцария) под сильным влиянием идей Ф. де Соссюра.
Залог
Грамматическая (морфологическая и лексико-грамматическая) категория глагола, выражающая «диатезу», т.е. характер соотнесения основных участников ситуации (субъекта и объекта действия) с основными именными членами предложения — подлежащим и прямым дополнением.
Звегинцев, Владимир Андреевич
(1910–1988), советский лингвист. Автор книг «Семасиология» — фактически первая отечественная книга по теоретической семантике; „Язык и лингвистическая теория»; «Предложение и его отношение к языку и речи» и др.
Звукоподражание
(ономатопея, идеофон), слово, которое служит для имитации звуков окружающей действительности средствами языка.
Зиндер, Лев Рафаилович
(1903/1904–1995), русский лингвист. Автор работ по фонетике (в том числе экспериментальной), фонологии, теории речевой деятельности, германистике, прикладной лингвистике.
Знак
Основное понятие семиотики. Современные лингвистика и структурализм рассматривают «знак» как термин, обозначающий «понятие» или «значение». То есть под знаком понимается некий условный чувственно воспринимаемый объект, выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета.
Игра на уроках русского языка
Презентация носит методический характер, предназначена для учителей русского языка. В мультимедийной форме систематизирован теоретический материал по теме «Игра на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности»
Иконичность
Свойство языкового знака, проявляющееся в наличии между его двумя сторонами, означающим и означаемым, некоторого материального (изобразительного, звукового и т.п.) или структурного подобия.
Императив
Или повелительное наклонение, одно из значений категории наклонения. Форма императива выражает просьбу, приказ, совет.
Имя прилагательное как части речи
Употребление прилагательных в устной и письменной речи (обобщение знаний)
Образовательные ресурсы взяты из регионального каталога Единой коллекции ЦОР.