Мировая художественная культура
1 кл.2 кл.3 кл.4 кл.5 кл.6 кл.7 кл.8 кл.9 кл.10 кл.11 кл.
Меандр
Вместо обычных для лесного (сибирского) неолита простых узоров и из ямок и насечек амурские сосуды украшены изощренными и даже изысканными криволинейными узорами в виде причудливо переплетающихся спиралей и меандра. Спираль вообще стала важнейшим элементом в древних амурских орнаментах, имеющим собственную смысловую нагрузку и свое конкретное содержание, связанное с идеологией и религией рыболовов. Спираль — не что иное, как солнечная змея и властитель вод — дракон (Мудур). Меантр — разновидность спирали, геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей.
Мир истории. Дорогами тысячелетий
Проект рассчитан на занятия в системе общего и дополнительного образования. Он позволяет в увлекательной и соревновательной форме проверить полученные знания, стимулирует самостоятельное изучение дополнительного материала — прежде всего, по отечественной истории. Предложенный проект может быть использован в системе подготовки и проведения проектных уроков на базе межпредметных связей (информатика, история, мировая художественная культура, литература). Он поможет учащимся обобщить и систематизировать базовый учебный материал в подготовке домашнего задания, при подготовке к экзаменационной сессии в рамках ЕГЭ.
Мона Лиза Леонардо да Винчи и ее варианты
Представление и рассказ о творчестве великого живописца эпохи Возрождения
Нагрудник свадебного костюма
Нагрудник свадебного костюма надевался под два верхних халата. Украшался рядами металлических, бронзовых подвесок, которые при движении девушки издавали мелодичный звук
Неолитичекое поселение Приамурья
Фотография макета неолитического поселения Приамурья в долине р.Девятки (Солнечный район) у подножия скалистой сопки Мари. Большинство поселений в неолите располагалось по берегам рек и озер, так как жизнь людей была тасно связана с водой: реки были траспортными артериями и источниками огромных рыбных богатств. Сведетельства тесных взаимооьношений жителей неолита с водной стихией можно обнаружить во всем. В частности, поселение использует высокий берег в качестве естественной защиты от летних паводков.
Неолитическое поселение Приамурья
Иллюстрация участка неолитического поселения Приамурья. В центре — яма для глины. Она оплетена по краям лозой, для того, чтобистория Дальнего Востокаы избежать попадания в глину пыли и нежелательных примесей
Обработка древесного ствола большим теслом
Иллюстрация обработки древесного ствола большим теслом. В неолитическом периоде была развита деревообработка, для чего использовались и крупные тесла, и мелкие долотовидные орудия для более тщательной отделки.
Орнамент «Вертикальный зигзаг»
Фрагмент керамической посуды с орнаментом «Вертикальный зигзаг» (Вознесеновская культура)
Орудия Осиповской и вознесеновской культур
Фотография орудий быта народов Дальнего Востока. Подобные орудия использовались при разделке мяса, рыбы, обработки шкур.
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Прибрежная часть неолитического поселения
Фотография прибрежной части неолитического поселения Приамурья. Прибрежная часть поселка отражает рыболовецкую отрасль хозяйства — здесь находятся лодки, выдолбленные из целого ствола дерева, стоят вешала для вяления рыбы и просушивания сетей. Макет поселения создан на материалах экспериментального исследования древних культур в Хабаровском крае на основе произведенных раскопок неолитического поселения Мари-5, расположенного в долине р.Девятки (Солнечный район) у подножия скалистой сопки Мари.
Раскопки поселения Кондон-Почта
Фотография раскопок поселения Кондон-Почта (руководители А.П.Окладников и В.П.Сысоев) неолитического периода
Образовательные ресурсы взяты из регионального каталога Единой коллекции ЦОР.