Мировая художественная культура
1 кл.2 кл.3 кл.4 кл.5 кл.6 кл.7 кл.8 кл.9 кл.10 кл.11 кл.
А.П. Окладников
Окладников Алексей Павлович [р. 20.9(3.10).1908, село Константиновщина, ныне Жигаловского района Иркутской области], советский археолог, историк и этнограф, академик АН СССР (1968; член-корреспондент, 1964), заслуженный деятель науки Якутской АССР (1956), РСФСР (1957), Бурятской АССР (1968). Член КПСС с 1946. В 1938–1961 работал в Ленинградском отделении института археологии АН СССР. С 1961 заведующий Отделом гуманитарных исследований института экономики Сибирского отделения АН СССР: с 1966 директор института истории, филологии и философии того же отделения: с 1962 профессор и заведующий кафедрой истории Новосибирского университета. Вел полевые исследования в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и МНР. Им открыты и изучены: остатки неандертальского человека и его культуры в гроте Тешик-Таш в Узбекистане, палеолит на территории МНР, первобытные наскальные изображения на берегах Лены, Ангары, в Приамурье, в МНР, а также выявлены многочисленные локальные культуры палеолита, неолита, бронзового и железного веков Сибири и Дальнего Востока. Обследованы (1945) остатки экспедиции русских полярных мореходов 17 в. на о. Фаддея (у северо-восточного побережья полуострова Таймыр). Окладников Алексей Павлович — автор обобщающих исследований по истории первобытного общества и первобытной культуры, по палеолитическому и неолитическому искусству, по истории Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера с древнейших времен до 18 в. Государственная премия СССР (1950 и 1973). Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
Бубны шамана
Бубен — главный атрибут шамана. Бубен мыслился как дверь в душу шамана. Если он ломался, то считалось, что шаман становится уязвивым для злых духов; для предотвращения этой беды бубны хранились между обрядами в специальных футлярах
Бусы нанайские из кетовых позвонков
Данный музейный экспонат выполнен из позвонков кеты, карася и щуки. Позвонки прошли следующее этапы обработки: отделение кости от филе после варки, варка позвонков, отделение их друг от друга, обработка напильником острых частей, сверление дырок, очищение от фрагментов филе, отбеливание кипячением с содой, сборка.Данный ресурс может быть использован в качестве: наглядного материала на уроках истории (изучении культуры, быта и традиций народов Приамурья), технологии, нанайского языка, ДПИ, иллюстративного материала при изучении культуры народов Приамурья, нанайского быта, обычаев.
Вьючное седло и вьючные сумки
Вьючные сумки служили для перевозки грузов. Их нагружали на оленя парами и перекидывали через вьючное седло
Глинобитный стол
При строительстве дома вначале очищали площадку, землю утрамбовывали и обмазывали слоем глины. После просушки получался глинобитный пол
Глиняный сосуд с отверстием, оставленным стрелой
Иллюстрация сосудов, один из которых имеет круглое отверстие, явно оставленное стрелой. Сосуд был обнаружен в одном из многочисленных могильников, находящихся на территории поселения. Возможно, это проявление одного из первобытных культов: по всей видимости, прежде чем захоронить соплеменника вместе с частью его имущества, которым он мог пользоваться после смерти, вещи также подвергали ритуальному умерщвлению
Грузила и сетевые якоря рыбаков неолитического периода
Фотография грузил и сетевых якорей рыбаков неолитического периода. Основными орудиями рыболовства были сети и неводы, сплетенные из крапивы.
Дом Арсеньева В.А.
Дом, в котором жил Арсеньев В.А. в 1920-х годах (сегодня располагается здание гостиницы «Интурист»)
Ездовое седло
Ездовое седло. Под него, чтобы не повредить оленю, на спину укладывали коврик «кумалан», сшитый из шкур с голов двух лосей
Жилая часть неолитического поселения
Жилая часть неолитического поселения включала в себя жилища и вспомогательные объекты — разного рода навесы, хозяйственные ямы, открытые очаги (костры), около которых протекала значительная часть жизни.
Жилища неолитического поселения
Иллюстрация жилищ неолитическиго поселения. Жилища данного периода отличало своеобразное расположение лаза — сверху, со стороны дымохода.
Жилище «хаморан»
Нанайское традиционное жилище «хаморан» строилось из гибких прутьев, воткнутых по окружности диаметром 4–5 метров, покрывался циновками и берестой
Жилище малышевской культуры
Фотография макета жилища малышевской культуры на острове Сучу. В неолите важнейшим промыслом в бассейне Амура становится рыболовство. Именно освоение рыболовства стало причиной оседлой жизни дальневосточных племен.
Жилище неолитического поселения
Иллюстрация жилища неолитического поселения. Жилище данного периода снаружи выглядит как пологий конический холм — это полуземлянки, крыша которых покрыта дерном. В центре каждого из «холмов» имеется оформленное плахами отверстие — через него выходит дым и через него можно проникнуть внутрь жилища. На одном из скатов каждого жилища имеется деревянный настил для подъема к отверстию — его наличие связано с ограничением нагрузки на кровлю при подъеме.
Жилище неолитического поселения Приамурья
На иллюстрации представлено одно из жилищ неолитического поселения в стадии постройки — собран каркас из ошкуренных стволов и настлана часть кровли. Пол жилища углублен в землю на 20–30 сантиметров, плечики оформлены опалубкой и служат краями нар-лежанок. С внутренней стороны к дымовому отверстию наклонно прислонено бревно с зарубками — импровизированная лестница. Кровля собиралась из толстых жердей, покрытых корой и засыпанных сверху землей.
Интродукция и рондо каприччиозо, для скрипки с оркестром. Andante
Исполнитель: Солист Давид Ойстрах, Бостонский симфонический оркестр, дирижер Карл Мюнш
Интродукция и рондо каприччиозо, для скрипки с оркестром. Allegro ma non troppo
Исполнитель: Солист Давид Ойстрах, Бостонский симфонический оркестр, дирижер Карл Мюнш
Интродукция и рондо каприччиозо, для скрипки с оркестром. Pix allegro
Исполнитель: Солист Давид Ойстрах, Бостонский симфонический оркестр, дирижер Карл Мюнш
Ковер
Ковер — меховая мозаика из шкуо оленя. По периметру украшен традиционной для эвенков меховой геометрической мозаикой. Цветы по углам свидетельствуют о влиянии культуры славян-переселенцев. Видна стоянка семьи охотников-оленеводов, два чума. Один из них мастерица показала изнутри, точно изобразив очаг и способ приготовления пища
Коллекция каменных артефактов и керамики
Коллекция каменных артефактов и керамики громатухинской культуры Среднего Амура (ранний неолит, 7000–5000 лет до н.э., поселение Громатуха)
Коллекция каменных артефактов и керамики
Коллекция каменных артефактов и керамики новопетровской культуры Среднего Амура (ранний неолит, 7000–5000 лет до н.э., поселение Новопетровка
Концерт для фортепиано с оркестром N2, соль минор. Allegro scherzando
Исполнитель: Солист Сесиль Лика, Лондонский Филармонический оркестр дирижер Андре Превен
Концерт для фортепиано с оркестром N2, соль минор. Presto
Исполнитель: Солист Сесиль Лика, Лондонский Филармонический оркестр дирижер Андре Превен
Котел, вмонтированный в очаг
Наиболее характерной частью жилищ нанайцев является кановая система отопления, известная народам Приамурья со времен неолита. Очаг делали из каменных плин, в верхнюю часть вмазывали котел
Крючки дла ловли рыбы
Крючок с поводком для перемета на крупную рыбу (слева), крючок с грузилом для удочки-махалки (справо)
Образовательные ресурсы взяты из регионального каталога Единой коллекции ЦОР.