Мировая художественная культура

Лодка
Каркасная лодка «омоочин» (справа). При изготовлении специально подготовленный каркас обшивался прочным, но легким и гибким материалом, не пропускающим воду. Каркас делали из ели и обтягивали берестой. Легкость конструкции делала лодку универсальной, она проходила все мелководные места
Лодка «бат»
Лодка «бат» с ломатообразным носом
Лодка «утунгие»
Долбленая остроносая лодка «утунгие» (слева)
Ложки
Ложки ритуальные и повседневные
Ложки
Ложки для ритуального кормления медведей
Лук-самострел
Лук-самострел
Лыжи охотника
Лыжи, подклеенные шкурой с ног оленя — камусом
Лыжи-голицы
Лыжи-голицы использовались для хотьбы по весеннему насту
Лыжные палки
Лыжные палки «киори»
Лыжные палки-посохи
Лыжные палки-посохи «тунепум» с лопаточкой для снега
Макеты дощатых лодок
Макеты дощатых лодок
Маньчжурский воротник
Маньчжурский воротник невесты
Маски шамана
Ритуальные маски шамана использовались для скрытия их лиц от злых духов
Меандр
Вместо обычных для лесного (сибирского) неолита простых узоров и из ямок и насечек амурские сосуды украшены изощренными и даже изысканными криволинейными узорами в виде причудливо переплетающихся спиралей и меандра. Спираль вообще стала важнейшим элементом в древних амурских орнаментах, имеющим собственную смысловую нагрузку и свое конкретное содержание, связанное с идеологией и религией рыболовов. Спираль — не что иное, как солнечная змея и властитель вод — дракон (Мудур). Меантр — разновидность спирали, геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей.
Металлические наконечники гарпуна
Металлические наконечники гарпуна
Могильник чжурчжэней
Иллюстрация захоронения воина. Убит стрелой, вонзившейся в позвоночник. В изголовье могилы — целый набор глиняных сосудов, оставленных мертвому сородичу для обустройства его «загробной жизни». Могильники можно назвать своеобразными «камерами длительного хранения», в которых после нескольких тысяч лет можно обнаружить останки людей, нетронутую домашнюю утварь, похороненную вместе с хозяином, военные доспехи, оружие
Модели лодки, детской колыбели, щитка
Иллюстрации глиняных моделей щитка для защиты большого пальца при стрельбе из лука, детской колыбели, лодки. Найдены в поселении около Амурского санатория (в пригороде Хабаровска) и рассматривались А.П.Окладниковым как самое раннее свидетельство о наличии тунгусо-маньчжурского комплекса на Амуре и Уссури около 4–3 веков до н.э.
Мужской халат
Эвенский зимний мужской кафтан
Мужской халат «аттус»
Основная одежда айнов — мужской халат «аттус»
Нагрудник свадебного костюма
Нагрудник свадебного костюма надевался под два верхних халата. Украшался рядами металлических, бронзовых подвесок, которые при движении девушки издавали мелодичный звук
Накидка на плечи «сини»
Накидка на плечи «сини» — традиционный атрибут костюма невесты
Нанайский праздничный халат
Нанайский женский праздничный халат
Нарукавники
Нарукавники удэгейского халата
Наушники
Зимние удэгейские наушники
Неолитичекое поселение Приамурья
Фотография макета неолитического поселения Приамурья в долине р.Девятки (Солнечный район) у подножия скалистой сопки Мари. Большинство поселений в неолите располагалось по берегам рек и озер, так как жизнь людей была тасно связана с водой: реки были траспортными артериями и источниками огромных рыбных богатств. Сведетельства тесных взаимооьношений жителей неолита с водной стихией можно обнаружить во всем. В частности, поселение использует высокий берег в качестве естественной защиты от летних паводков.
Неолитическое поселение Приамурья
Иллюстрация участка неолитического поселения Приамурья. В центре — яма для глины. Она оплетена по краям лозой, для того, чтобистория Дальнего Востокаы избежать попадания в глину пыли и нежелательных примесей
Ножи для разделки пушного зверя
Ножи для разделки пушного зверя
Ноктюрн для оркестра «Облака»
Жанр: ноктюрн, Исполнитель: Новый филармонический оркестр Лондона, дирижер Пьер Булез, хор Джона Олдиса
Ноктюрн для оркестра «Празднества»
Жанр:ноктюрн, Исполнитель:Новый филармонический оркестр Лондона, дирижер Пьер Булез, хор Джона Олдиса
О матерях можно говорить бесконечно
внеклассное мероприятие в честь 8 Марта
Обереги
Ритуальные обереги охотников
Обработка древесного ствола большим теслом
Иллюстрация обработки древесного ствола большим теслом. В неолитическом периоде была развита деревообработка, для чего использовались и крупные тесла, и мелкие долотовидные орудия для более тщательной отделки.
Опера «Аида». Акт 4. Сцена 1. Giа i sacerdoti adunansi
Жанр: опера. Исполнитель: Метрополитэн опера, Дирижер Джеймс Левайн
Орнамент «Вертикальный зигзаг»
Фрагмент керамической посуды с орнаментом «Вертикальный зигзаг» (Вознесеновская культура)
Орудия Осиповской и вознесеновской культур
Фотография орудий быта народов Дальнего Востока. Подобные орудия использовались при разделке мяса, рыбы, обработки шкур.
Остроги
Остроги
Остроги
Остроги
Охотничий пояс
Пояс с охотничьими принадлежностями
Охотничьи руковицы
Удэгейские охотничьи руковицы с клапаном
Памятники «охотской культуры»
Иллюстрации коллекции экспонатов «охотской культуры», найденных на территориях от Чукотки и Камчатки до Японии
Петроглифы Сикачи-Аляна
Монументальные памятники древнего искусства Приамурья (петроглифы — наскальные рисунки) имеют мировое значение. Петроглифы стали известны благодаря сообщениям первых путешественников и исследователей более ста лет назад. Они привлекли внимание исследователей Р.К.Маака, В.К.Арсеньева, Л.Я.Штернберга, А.М.Золотарева, а также иностранных ученых — японца Тории Рюдзо и американца Бертольда Лауфера. В расшифровке и толковании огромную роль сыграл академик А.П.Окладников, обобщив результаты исследований в монографии «Петроглифы Нижнего Амура». Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту). Это наиболее простые в исполнении изображения животных и птиц, а также личин.
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Плетеные корзины и тарелки
Плетеные корзины и тарелки
Плетеные сумочки
Плетеные сумочки из бересты, обладающей бактерицидным свойством
Поняга
Поняга — сани удэгейцев
Пояс щамана
Магический пояс щаатмана
Прибрежная часть неолитического поселения
Фотография прибрежной части неолитического поселения Приамурья. Прибрежная часть поселка отражает рыболовецкую отрасль хозяйства — здесь находятся лодки, выдолбленные из целого ствола дерева, стоят вешала для вяления рыбы и просушивания сетей. Макет поселения создан на материалах экспериментального исследования древних культур в Хабаровском крае на основе произведенных раскопок неолитического поселения Мари-5, расположенного в долине р.Девятки (Солнечный район) у подножия скалистой сопки Мари.

Образовательные ресурсы взяты из регионального каталога Единой коллекции ЦОР.