Русский язык

Мещанинов, Иван Иванович
(1883–1967), русский языковед. Наиболее значительные труды — «Общее языкознание», «Члены предложения и части речи», «Глагол» связаны с постепенным преодолением влияния Н.Я. Марра.
Минаев, Иван Павлович
(1840–1890), русский индолог. Занимался изучением индийских языков и культур, основав школу русских индологов; среди русских востоковедов того времени, бывших прежде всего филологами и культурологами, выделялся интересом к лингвистике. Наиболее известен Минаев как исследователь буддизма («Буддизм. Исследования и материалы»).
Морфология
Раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части — морфемы. В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Московская фонологическая школа
Школа советской лингвистики. Сложилась в 1930-е годы. Основателями Московской фонологической школы (далее МФШ) были Р.И.Аванесов (1902–1982), П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, В.Н.Сидоров (1899–1968) и А.М.Сухотин (1888–1942).
Московская формальная (фортунатовская) школа
Одно из ведущих направлений отечественной лингвистики конца 19 в. и 20 в. Сформировалась в Московском университете в 1880–1890-е годы. Ее создателем был Ф.Ф.Фортунатов.
Мягкий знак после щипящих ж,ш,ч.щ
В схеме-опоре представлены все правила на правописание мягкого знака после щипящих.
Наклонение
Одна из основных грамматических категорий глагола (см. также ВРЕМЯ; ЛИЦО; ВИД). Наклонение тесно связано с понятием модальности.
Национальные лингвистические традиции
Способы представления знаний о языке, сформировавшиеся в пределах тех или иных цивилизаций.
Невод, закинутый в Сеть
В Интернете можно найти любую информацию, а изучая Интернет, можно получить информацию о пользователях Интернета. Например, предлагая поисковой системе два слова, одно из которых написано грамотно, а другое — с ошибкой, можно оценить уровень грамотности тех, кто создает сайты или отправляет запросы. Таким же образом можно исследовать интерес к какому-либо предмету, частотные зависимости, распространенные сочетания слов и т.д.
Невский, Николай Александрович
(1892–1937), русский востоковед, специалист по языкам и культурам народов Дальнего Востока. Основной сферой деятельности стали изучение хранящихся в Институте востоковедения тангутских рукописей и дешифровка тангутской письменности.
О, Е, Е после шипящих и Ц
Дидактический материал к уроку в виде тренажера для учащихся. Промежуточный и итоговый контроль по теме, подготовка к ЕГЭ, закрепление полученных знаний.
Обособленные определения и приложения
Тестовое задание, выполненное в программе Microsoft Excel. Самоконтроль, промежуточный и итоговый контроль по теме, подготовка к ЕГЭ.
Ономастика
Наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Лингвистическая в своей основе, ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами.
Опора «о,е,е после щипящих ж,ш,ч,щ»
В схеме-опоре представлены все правила на правописание о,е,е после шипящих.
Остин, Джон Лэнгшо
(1911–1960), английский философ, основоположник теории речевых актов. Работы Остина сыграли важную роль в смещении фокуса внимания исследователей с изучения предложения на изучение высказывания, т.е. предложения, употребленного в некотором контексте с целью достижения определенных целей.
Падеж
Форма изменения имени; наряду с числом, одна из двух основных словоизменительных категорий именных частей речи — существительного, прилагательного, причастия, местоимения, числительного.
Перфект
Глагольная форма, выражающая сложную комбинацию видовых и временных значений, а именно тот факт, что результат или следствие ситуации, имевшей место в прошлом, сохраняется к моменту речи.
Петербургская лингвистическая школа
Направление русской лингвистики, сложившееся в Петербургском университета в начале 20 в. Основателем Петербургской школы был И.А.Бодуэн де Куртенэ.
Пешковский, Александр Матвеевич
(1878–1933), русский лингвист, специалист по русскому языку. Большинство его работ посвящено грамматике русского языка. Главный труд — «Русский синтаксис в научном освещении».
Плеоназм
(«излишество»), дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста — а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.
Плюсквамперфект
Глагольная форма, основным значением которой является указание на то, что некоторая ситуация имела место раньше другой ситуации в прошлом. Тем самым формы плюсквамперфекта выражают значения сразу двух грамматических категорий одновременно: таксиса, или относительного времени (предшествование), и абсолютного времени (прошлое).
Подлежащее
Один из двух главных членов (наряду со сказуемым) элементарного предложения.
Полевая лингвистика
Лингвистическая дисциплина, разрабатывающая и практикующая методы получения информации о не известном исследователю языке на основании работы с его носителями.
Поливанов, Евгений Дмитриевич
(1891–1938), русский языковед, лингвист широкого профиля, он занимался многими языками, прежде всего русским, японским, узбекским, дунганским и др. Иим написано «Введение в языкознание для востоковедных вузов» и др.
Поппе, Николай Николаевич
(1897–1991), монголист, тюрколог и алтаист. Среди работ Поппе «Халха-монгольская грамматика с библиографией, образцами языка и словарем»; «Введение в сравнительное изучение монгольских языков» и др.
Посессивность
Выраженное языковыми средствами отношение между двумя объектами, связанное с идеей обладания одного из них другим. Обладателя принято называть посессором, а обладаемое — коррелятом посессивного отношения, или, в англоязычной литературе, possessee.
Пражский лингвистический кружок
(часто сокращенно обозначаемый ПЛК), один из ведущих центров лингвистического структурализма. ПЛК начал складываться в Чехословакии с середины 1920-х годов, организационное оформление его произошло в 1929. Ведущую роль в формировании ПЛК сыграл авторитетный чешский лингвист В.Матезиус; в начальный период существования кружка для его становления много сделал эмигрант из России С.О.Карцевский (1884–1955).
Предложение
Единица грамматики, обычно соответствующая законченному высказыванию и способная выступать в качестве отдельного сообщения (текста минимальной длины). Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка. Структура предложения — предмет синтаксиса.
Презенс
Глагольная форма, выражающая грамматическое значение настоящего времени, т.е. указывающая на то, что описываемая глаголом ситуация включает момент речи.
Претерит
Глагольная форма, выражающая грамматическое значение нерезультативного прошедшего времени, не осложненное (в отличие от имперфекта или аориста) никакими дополнительными аспектуальными противопоставлениями; так называемое «простое прошедшее время» многих описательных грамматик.
Прикладная лингвистика
Деятельность по приложению научных знаний об устройстве и функционировании языка в нелингвистических научных дисциплинах и в различных сферах практической деятельности человека, а также теоретическое осмысление такой деятельности.
Психолингвистика
Область лингвистики, изучающая язык прежде всего как феномен психики. С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего.
Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики
Интерактивный тест самодиагностики учителя по методике Г. и 3. Резапкиных газета «Школьный психолог», N 3, 1999
Работа с текстом, ЕГЭ
Ресурс используется при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, в нем представлены таблицы, помогающие анализировать текст.
Рефлексия семинара, урока, мастер-класса
Набор анкет и сводный лист для быстрой рефлексии проведенного мероприятия
Речевой акт
Это вид действия, минимальная единица речевой деятельности, выделяемая и изучаемая в теории речевых актов — учении, являющемся важнейшей составной частью лингвистической прагматики.
Речевой этикет
Принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний.
Риторика
(«ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
Семиотика
Наука о знаках. В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и др.
Семиотические школы и направления
Профессиональные объединения и группировки ученых, в той или иной степени изучающих явления семиотики в разных сферах антропоцентрической деятельности. Семиотика — это наука, изучающая строение и функционирование знаковых систем.
Скрытые категории
Особый тип языковых значений, которые не имеют «открытых» (т.е. формально выделяемых, морфологических) средств выражения в языке, но тем не менее включаются в грамматическую систему языка на основании «косвенных» (например, синтаксических) признаков, позволяющих говорить об их присутствии. Понятие введено в середине 20 в. американским этнологом и лингвистом Б.Л.Уорфом.
Словоизменение
Система соответствий, при которой каждому слову (лексеме) языка отвечает совокупность всех его словоформ, т.е. парадигма.
Словообразование
Образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова.
Словоформа
Слово, рассматриваемое как представитель определенной лексемы и определенной грамматической формы.
Сложное предложение
Один из подклассов так называемых полипредикативных конструкций, т.е. конструкций, в составе которых имеется более одной предикации.
Смирницкий, Александр Иванович
(1903–1954), русский лингвист. Основной сферой научных интересов были германские языки, прежде всего английский и скандинавские, а также общее языкознание. По теоретическим взглядам был близок к структурной лингвистике.
Стиль
Выбор определенного ряда речевых норм, характерных средств художественной выразительности, выявляющих авторское видение и понимание действительности в произведении; предельное обобщение сходных формальных и содержательных особенностей, характерных черт в различных произведениях одного периода или эпохи («стиль эпохи»: Ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, модернизм).
Структурализм
Интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений; совокупность познавательных установок, идей и методов лингвистического исследования, предполагающих необходимость или, как минимум, важность и целесообразность учета связей языка и общества. Наиболее широко распространенный и влиятельный в таких областях, как лингвистика, культурная антропология и литературоведение.
Супин
Особая нефинитная глагольная форма, выражающая дополнение со значением цели при глаголах движения.
Текст
Языковое произведение неограниченной длины. Тексты являются предметом исследования лингвистики, литературоведения и семиотики, психологии, истории, в состав которой входят палеография и текстология, юриспруденции, теологии, этнографии.

Образовательные ресурсы взяты из регионального каталога Единой коллекции ЦОР.