Мировая художественная культура
1 кл.2 кл.3 кл.4 кл.5 кл.6 кл.7 кл.8 кл.9 кл.10 кл.11 кл.
Мальчик сирота (нанайская сказка) (нанайский)
Сказка «Мальчик-сирота» — сказка одного из народов, населяющих Хабаровский край, отражающая быт, традиции и жизнь в природе, повседневную мудрость нанайского народа.
Мальчик сирота (нанайская сказка) (рус)
Сказка «Мальчик-сирота» — сказка одного из народов, населяющих Хабаровский край, отражающая быт, традиции и жизнь в природе, повседневную мудрость нанайского народа.
Меандр
Вместо обычных для лесного (сибирского) неолита простых узоров и из ямок и насечек амурские сосуды украшены изощренными и даже изысканными криволинейными узорами в виде причудливо переплетающихся спиралей и меандра. Спираль вообще стала важнейшим элементом в древних амурских орнаментах, имеющим собственную смысловую нагрузку и свое конкретное содержание, связанное с идеологией и религией рыболовов. Спираль — не что иное, как солнечная змея и властитель вод — дракон (Мудур). Меантр — разновидность спирали, геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей.
Могильник чжурчжэней
Иллюстрация захоронения воина. Убит стрелой, вонзившейся в позвоночник. В изголовье могилы — целый набор глиняных сосудов, оставленных мертвому сородичу для обустройства его «загробной жизни». Могильники можно назвать своеобразными «камерами длительного хранения», в которых после нескольких тысяч лет можно обнаружить останки людей, нетронутую домашнюю утварь, похороненную вместе с хозяином, военные доспехи, оружие
Модели лодки, детской колыбели, щитка
Иллюстрации глиняных моделей щитка для защиты большого пальца при стрельбе из лука, детской колыбели, лодки. Найдены в поселении около Амурского санатория (в пригороде Хабаровска) и рассматривались А.П.Окладниковым как самое раннее свидетельство о наличии тунгусо-маньчжурского комплекса на Амуре и Уссури около 4–3 веков до н.э.
Нагрудник свадебного костюма
Нагрудник свадебного костюма надевался под два верхних халата. Украшался рядами металлических, бронзовых подвесок, которые при движении девушки издавали мелодичный звук
Неолитичекое поселение Приамурья
Фотография макета неолитического поселения Приамурья в долине р.Девятки (Солнечный район) у подножия скалистой сопки Мари. Большинство поселений в неолите располагалось по берегам рек и озер, так как жизнь людей была тасно связана с водой: реки были траспортными артериями и источниками огромных рыбных богатств. Сведетельства тесных взаимооьношений жителей неолита с водной стихией можно обнаружить во всем. В частности, поселение использует высокий берег в качестве естественной защиты от летних паводков.
Неолитическое поселение Приамурья
Иллюстрация участка неолитического поселения Приамурья. В центре — яма для глины. Она оплетена по краям лозой, для того, чтобистория Дальнего Востокаы избежать попадания в глину пыли и нежелательных примесей
Обломок железного кельта
Иллюстрация обломка железного кельта польцевской культуры эпохи палеометалла (открыта А.П.Окладниковым в 1935 году), памятник второго этапа раннего железного века
Обработка древесного ствола большим теслом
Иллюстрация обработки древесного ствола большим теслом. В неолитическом периоде была развита деревообработка, для чего использовались и крупные тесла, и мелкие долотовидные орудия для более тщательной отделки.
Орнамент «Вертикальный зигзаг»
Фрагмент керамической посуды с орнаментом «Вертикальный зигзаг» (Вознесеновская культура)
Орудия Осиповской и вознесеновской культур
Фотография орудий быта народов Дальнего Востока. Подобные орудия использовались при разделке мяса, рыбы, обработки шкур.
Памятники «охотской культуры»
Иллюстрации коллекции экспонатов «охотской культуры», найденных на территориях от Чукотки и Камчатки до Японии
Петроглифы Сикачи-Аляна
Монументальные памятники древнего искусства Приамурья (петроглифы — наскальные рисунки) имеют мировое значение. Петроглифы стали известны благодаря сообщениям первых путешественников и исследователей более ста лет назад. Они привлекли внимание исследователей Р.К.Маака, В.К.Арсеньева, Л.Я.Штернберга, А.М.Золотарева, а также иностранных ученых — японца Тории Рюдзо и американца Бертольда Лауфера. В расшифровке и толковании огромную роль сыграл академик А.П.Окладников, обобщив результаты исследований в монографии «Петроглифы Нижнего Амура». Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту). Это наиболее простые в исполнении изображения животных и птиц, а также личин.
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Пояслице, украшенное узорами
Фотография пряслица, изготовленного в эпоху неолита. Археологические находки каменных пряслиц, служивших утяжелителями веретен, свидетельствуют о появлении ткачества в эту эпоху. Пряслица, как и одежда и глиняные сосуды, украшались спиральными орнаментами.
Прибрежная часть неолитического поселения
Фотография прибрежной части неолитического поселения Приамурья. Прибрежная часть поселка отражает рыболовецкую отрасль хозяйства — здесь находятся лодки, выдолбленные из целого ствола дерева, стоят вешала для вяления рыбы и просушивания сетей. Макет поселения создан на материалах экспериментального исследования древних культур в Хабаровском крае на основе произведенных раскопок неолитического поселения Мари-5, расположенного в долине р.Девятки (Солнечный район) у подножия скалистой сопки Мари.
Пряслица
Иллюстрация керамических пряслиц янковской и польцевской культуры эпохи палеометалла. Пряслица украшены точечными вдавливаниями, расположенными концентрическими или радиальными рядами
Раскопки поселения Кондон-Почта
Фотография раскопок поселения Кондон-Почта (руководители А.П.Окладников и В.П.Сысоев) неолитического периода
Рыболовная сеть
Рыболовная сеть, плетенная из тонких ремешков кожи, конопляных и крапивных нитей с помощью специальных игл
Сапожок из Кольчема
Иллюстрация формы для изготовления обуви нородов эпохи неолита. По этнографическим аналогам выяснилось, что «сапожок» отображает обувь амуро-сахалинского типа, которая изготавливалась как из звериных, так и из рыбьих шкур.
Образовательные ресурсы взяты из регионального каталога Единой коллекции ЦОР.