2 класс

Нанайские лыжи
Данный макет изготовлен учащимися школы на уроках технологии, как уменьшенный вариант для школьного музейного уголка.Данный ресурс может быть использован в качестве: наглядного материала на уроках истории (изучение культуры, быта и традиций народов Приамурья), технологии, нанайского языка, ИЗО, ДПИ, иллюстративного материала при изучении культуры народов Приамурья, нанайского быта, обычаев
Нанайские серьги хойпон
Хойпон — серьги местного производства. Использовались как женское украшение (18–19 век). Данный ресурс может быть использован в качестве: наглядного материала на уроках истории (изучении культуры, быта и традиций народов Приамурья),иллюстративного материала при изучении культуры народов Приамурья, нанайского быта, обычаев.
Нанайские стульчики
Нанайские стульчики ТЭНКУ были изготовлены учащимися школы на уроках технологии. Данный ресурс может быть использован в качестве: наглядного материала на уроках истории (изучении культуры, быта и традиций народов Приамурья), технологии, ДПИ,иллюстративного материала при изучении культуры народов Приамурья, нанайского быта, обычаев.
Неолитичекое поселение Приамурья
Фотография макета неолитического поселения Приамурья в долине р.Девятки (Солнечный район) у подножия скалистой сопки Мари. Большинство поселений в неолите располагалось по берегам рек и озер, так как жизнь людей была тасно связана с водой: реки были траспортными артериями и источниками огромных рыбных богатств. Сведетельства тесных взаимооьношений жителей неолита с водной стихией можно обнаружить во всем. В частности, поселение использует высокий берег в качестве естественной защиты от летних паводков.
Неолитическое поселение Приамурья
Иллюстрация участка неолитического поселения Приамурья. В центре — яма для глины. Она оплетена по краям лозой, для того, чтобистория Дальнего Востокаы избежать попадания в глину пыли и нежелательных примесей
Нивхский мужской халат
Нивхский повседневный мужской халат
Ножи для разделки пушного зверя
Ножи для разделки пушного зверя
Обломок железного кельта
Иллюстрация обломка железного кельта польцевской культуры эпохи палеометалла (открыта А.П.Окладниковым в 1935 году), памятник второго этапа раннего железного века
Обработка древесного ствола большим теслом
Иллюстрация обработки древесного ствола большим теслом. В неолитическом периоде была развита деревообработка, для чего использовались и крупные тесла, и мелкие долотовидные орудия для более тщательной отделки.
Орнамент «Вертикальный зигзаг»
Фрагмент керамической посуды с орнаментом «Вертикальный зигзаг» (Вознесеновская культура)
Орудия Осиповской и вознесеновской культур
Фотография орудий быта народов Дальнего Востока. Подобные орудия использовались при разделке мяса, рыбы, обработки шкур.
Памятники «охотской культуры»
Иллюстрации коллекции экспонатов «охотской культуры», найденных на территориях от Чукотки и Камчатки до Японии
Панно из тростника
Панно выполнено учащимися в 2005 году из тростника с соблюдением определенной технологии обработки. Экспонат школьного музея.Данный ресурс может быть использован в качестве: наглядного материала на уроках технологии, ДПИ, иллюстративного материала при изучении культуры народов Приамурья, нанайского быта, обычаев.
Панцирные пластины
Иллюстрация костяных панцирных пластин на груди мужчины
Петроглифы Сикачи-Аляна
Монументальные памятники древнего искусства Приамурья (петроглифы — наскальные рисунки) имеют мировое значение. Петроглифы стали известны благодаря сообщениям первых путешественников и исследователей более ста лет назад. Они привлекли внимание исследователей Р.К.Маака, В.К.Арсеньева, Л.Я.Штернберга, А.М.Золотарева, а также иностранных ученых — японца Тории Рюдзо и американца Бертольда Лауфера. В расшифровке и толковании огромную роль сыграл академик А.П.Окладников, обобщив результаты исследований в монографии «Петроглифы Нижнего Амура». Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту). Это наиболее простые в исполнении изображения животных и птиц, а также личин.
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Пояс нанайского шамана
Данный пояс принадлежит настоящей нанайской шаманке из села Омми. Предназначался для проведения ритуалов камлания. Изготовлен из рыбьего пузыря, кожи пушного зверя, металлических подвесок. Данный ресурс может быть использован в качестве: наглядного материала на уроках истории (изучении культуры, быта и традиций народов Приамурья),иллюстративного материала при изучении культуры народов Приамурья, нанайских традиций, обычаев.
Пояслице, украшенное узорами
Фотография пряслица, изготовленного в эпоху неолита. Археологические находки каменных пряслиц, служивших утяжелителями веретен, свидетельствуют о появлении ткачества в эту эпоху. Пряслица, как и одежда и глиняные сосуды, украшались спиральными орнаментами.
Прибрежная часть неолитического поселения
Фотография прибрежной части неолитического поселения Приамурья. Прибрежная часть поселка отражает рыболовецкую отрасль хозяйства — здесь находятся лодки, выдолбленные из целого ствола дерева, стоят вешала для вяления рыбы и просушивания сетей. Макет поселения создан на материалах экспериментального исследования древних культур в Хабаровском крае на основе произведенных раскопок неолитического поселения Мари-5, расположенного в долине р.Девятки (Солнечный район) у подножия скалистой сопки Мари.
Пряслица
Иллюстрация керамических пряслиц янковской и польцевской культуры эпохи палеометалла. Пряслица украшены точечными вдавливаниями, расположенными концентрическими или радиальными рядами
Разделочные доски с нанайским орнаментом
Разделочные доски были изготовлены на уроках технологии учащимися школы. Представляют собой предмет домашней утвари конца 20 века.Данный ресурс может быть использован в качестве: иллюстративного материала при изучении культуры народов Приамурья, нанайского быта, обычаев. Экспонат школьного музея
Раскопки поселения Кондон-Почта
Фотография раскопок поселения Кондон-Почта (руководители А.П.Окладников и В.П.Сысоев) неолитического периода
Сосуды неолита Нижнего Амура
Фотография сосудов периода неолита жителей Нижнего Амура. Слева — биконический сосуд со штамповым орнаментом (малышевская культура), справа — сосуд со спиральным орнаментом (вознесеновская культура). Для нижнеамурского неолита характерно пости полное орнамеитирование стенок сосудов по высоте. В качестве орнаментов использовались глиняные штампы, лопаточки с закругленным концом, трубчатые кости мелких животных, гребенчатые штампы, а также зубчатые колесики для накатки зигзагов. Использовались также разного рода налепные валики с насечками и штамповыми элементами.
Статуэтка Будды
Фотография статуэтки Будды, найденной на раскопках Краскинского городище (Бохайское государство). В Бохай была развита не только внутренняя, но и внешняя торговля с Китаем и Японией
Тесла
Орудия обработки древесины в неолитическом периоде Приамурья
Тесла
Орудия для обработки древесины в неолитическом периоде
Тесла
Орудия обработки древесины в неолитический период Приамурья
Тесла для обработки древесины
Иллюстрация тесел — орудий для обработки древесины в неолитическом периоде
Украшения
Иллюстрация украшений модниц эпохи палеометалла: бусы из камня, глины и кости, кольца из нефрита и глины, подвески из камня и глины округлой, овальной формы, имитирующие клык
Украшения приамурских жителей
О высоких эстетических вкусах жителей неолитического Приамурья свидетельствуют украшения: кольца из белого нефрита, зеленого кальцита, различные подвески из поделочного камня. Это наиболее типичные виды украшений на Амуре
Фигурка медведя
Фотография каменного скульптурного изображения — медведя (найден на территории поселка им.Кирова), относящееся к неолитическому искусству малых форм. Искусство неолита тесно связано с религиозными и культовыми представлениями. Отражением этих анимистических представлений, связанных с культами, обеспечивающими удачу на промысле и благосклонность к человеку природных явлений, стали зооморфные («звероподобные») изображения, выточенные из пород песчаника, ретушированные предметы в виде птиц, животных.
Фрагменты краснолещеной керамики
Иллюстрация фрагментов сосуда из краснолощеной керамики с солярными (солнечными) символами (вознесеновская культура, поселение Кольчем, оз.Удыль). Посуда изготавливалась способом лепки, без применения гоначарного круга. В глину вводились добавки с целью ее отощения. Такими добавками могли быть песок, дресва, толченые раковины речных моллюсков и пр. Особенностью культур Нижнего Амура являются барельефные изображения на керамике и окраска сосудов красной краской на охристой основе с последующим лощением.
Фрагменты сосудов с криволинейным орнаментом
Иллюстрация фрагментов сосудов неолитической культуры с криволинейным орнаментом
Фрагменты сосудов с налепными валиками
Фрагменты сосудов с налепными валиками. Найдены в местных окрестностях при раскопках. Данный ресурс может быть использован в качестве: наглядного материала на уроках истории (изучении культуры, быта и традиций народов Приамурья,иллюстративного материала при изучении культуры народов Приамурья, нанайского быта, обычаев.
Шайгинское городище
Карта крупного чжурчженьского поселения — Шайгинского городища. Чжурчженьские города являлись центрами торговли, ремесла, культуры и религии. Строились города на горах, при этом внутри города обязательно должен был находиться хотя бы один источник (родник, ручей)
Шиферные кинжалы
Иллюстрация шифирных кинжалов эпохи палеометалла, копий бронзовых. Приамурцы, не имея возможности использовать бронзу как материал для изготовления необходимых вещей, пытались придать каменным орудиям внешний вид бронзовых, возможно, полагая тем самым, что каменные орудия приобретут такие качества бронзовых, как твердость, пластичность, долговечность
Шиферные наконечники копий
Иллюстрация шиферных наконечников копий эпохи полеометалла. Приамурцы, не имея возможности использовать бронзу как металл для изготовления необходимых вещей, пытались придать каменным орудиям форму бронзовых, возможно, полагая тем самым, что каменные орудия приобретут такие качества бронзовых, как твердость, пластичность, долговечность
Шкулин Н.Н.
Фотография Шкулина Н.Н., летописца фотоистории Хабаровского края. Первые его снимки датируются концом 30-х годов, последние — 1980-ми годами. Приехав в 1934 году для прохождения срочной военной службы на Дальний Восток, затем работал во многих краевых газетах, он стал как свидетелем, так и участником событий военного и послевоенного периодов жизни Хабаровского края. Архив Шкулина Н.Н., насчитывающий 22 тысячи единиц хранения, был приобретен Хабаровским краевым краеведческим музеем имени Н.И. Гродекова в 1990 году
Элементы буддийского храма
Иллюстрации элементов буддийского храма: кирпичи обкладки и черепица с крыши (культура Моха, Бохайское государство)