Русский язык
1 кл.2 кл.3 кл.4 кл.5 кл.6 кл.7 кл.8 кл.9 кл.10 кл.11 кл.
Уитни, Уильям Дуайт
(1827–1894), американский лингвист, первый индоевропеист и теоретик языка в американской науке, снискавший мировую известность.
Уменьшительность
Особое языковое значение, связанное прежде всего с указанием на уменьшение размера объекта.
Урок обучения грамоте «Звуки [ф- ф'],[в- в'], буквы В,Ф.»
Урок разработан по программе «Гармония» и предназначен для обучения грамоте учащихся первых классов.
Урок по русскому языку «Буквы Е и Е, их работа. Йотированные буквы Е, Е.»
Урок разработан по программе «Гармония» (русский язык) для первого класса из раздела «Обучение грамоте. Чтение». Девиз урока «Работаем дружно,активно, весело»
Урок по русскому языку «Глагол»
Открытый урок разработан по программе «Гармония» (русский язык) для 3 класса. Целью данного урока является закрепить знания о глаголе, как части речи; развить умение определять лицо, число, род и время глаголов, применить полученные знания в конкретной языковой ситуации; развить орфографическую зоркость, речь уч-ся; развивать интерес к русскому языку; совершенствовать навыки самостоятельной работы.
Урок по русскому языку «Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными Б-П»
Урок разработан по коррекционной программе для 2 класса. Целью данного урока является: научиться правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными Б-П.
Услар, Петр Карлович
(1816–1875), российский языковед, исследователь языков и культур народов Кавказа. Внес огромный вклад в документацию бесписьменных кавказских языков. Он является также стихийным основателем методики полевых исследований.
Ушаков, Дмитрий Николаевич
(1873–1942), русский лингвист. Основные работы по русской диалектологии и вопросам орфографии и литературного произношения. Один из создателей «Опыта диалектологической карты русского языка в Европе с приложением очерка русской диалектологии». Под его руководством и при его непосредственном участии был составлен известный «Толковый словарь русского языка» (Словарь Ушакова).
Филлмор, Чарлз
(р. 1929), американский лингвист. Занимался синтаксисом, лексической семантикой и лингвистической прагматикой, заинтересовался идеями корпусной лингвистики. Принимал участие в исследованиях по лингвистическим аспектам искусственного интеллекта и работе Международного института информатике.
Функционализм в лингвистике
Термин, используемый для обозначения определенного набора методологических установок в ряде гуманитарных научных дисциплин, прежде всего в лингвистике, психологии и социологии.
Функциональные стили речи. Речевая культура поведения в сфере общественной жизни
Разработка урока русского языка по теме «Функциональные стили речи. Речевая культура поведения в сфере общественной жизни» для 11 класса общеобразовательной школы.
Харьковская лингвистическая школа
Одно из направлений русской лингвистики второй половины 19 — начала 20 вв. Наряду с Казанской лингвистической школой была первой четко выраженной школой в отечественной науке о языке. Сложилась в 1860–1880-е годы в Харьковском университете. Основатель и основной представитель — А.А.Потебня.
Члены предложения
Грамматически значимые части, на которые подразделяется предложение при синтаксическом анализе; могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний, т.е. групп синтаксически связанных слов.
Шахматов, Алексей Александорович
(1864–1920), русский филолог и лингвист-славист. Выдающийся организатор науки. Заложил основы текстологического анализа памятников русской письменности. Исследовал современные русские диалекты. Автор работ по фонетике, акцентологии, синтаксису русского языка.
Штамп речевой
Отобранное языковым коллективом функционально-стилистическое средство (устойчивое словосочетание), являющееся по тем или иным причинам «удобным» или даже обязательным для осуществления некоторых коммуникативных задач.
Щерба, Лев Владимирович
(1880–1944), русский лингвист, специалист по общей лингвистике, русскому, славянским и французскому языкам, прежде всего он — выдающийся специалист по фонетике и фонологии. Автор книг «Русские гласные в качественном и количественном отношении», «Восточнолужицкое наречие», «Фонетика французского языка».
Экспрессивность
(букв. «выразительность», от лат. expressio «выражение»), свойство определенной совокупности языковых единиц, обеспечивающее их способность передавать субъективное отношение говорящего к содержанию или адресату речи, а также совокупность качеств речи или текста, организованных на основе таких языковых единиц.
Образовательные ресурсы взяты из регионального каталога Единой коллекции ЦОР.