Русский язык

Национальные лингвистические традиции
Способы представления знаний о языке, сформировавшиеся в пределах тех или иных цивилизаций.
Невод, закинутый в Сеть
В Интернете можно найти любую информацию, а изучая Интернет, можно получить информацию о пользователях Интернета. Например, предлагая поисковой системе два слова, одно из которых написано грамотно, а другое — с ошибкой, можно оценить уровень грамотности тех, кто создает сайты или отправляет запросы. Таким же образом можно исследовать интерес к какому-либо предмету, частотные зависимости, распространенные сочетания слов и т.д.
Невский, Николай Александрович
(1892–1937), русский востоковед, специалист по языкам и культурам народов Дальнего Востока. Основной сферой деятельности стали изучение хранящихся в Институте востоковедения тангутских рукописей и дешифровка тангутской письменности.
О, Е, Е после шипящих и Ц
Дидактический материал к уроку в виде тренажера для учащихся. Промежуточный и итоговый контроль по теме, подготовка к ЕГЭ, закрепление полученных знаний.
О, Е, Е после шипящих и Ц
Рабочий лист ученика с заданием, выполненный в программе Microsoft Word. Промежуточный и итоговый контроль по теме. Ресурс можно использовать как раздаточный материал.
О,Е,Е после шипящих и Ц
Дидактическая игра по русскому языку: «Лабиринт». Это учебное пособие можно использовать на уроках закрепления и повторения знаний по теме: «О,Е,Е после шипящих и Ц». Ресурс представляет собой выбор алгоритма действий по применению правил орфографии.
О-Е после шипящих и Ц
Ресурс содержит восемь вариантов теста по русскому языку на правописание. Промежуточный и итоговый контроль по теме, подготовка к ЕГЭ.
Обособленные определения и приложения
Тестовое задание, выполненное в программе Microsoft Excel. Самоконтроль, промежуточный и итоговый контроль по теме, подготовка к ЕГЭ.
Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях
Презентация к уроку по русскому языку. Ресурс может использоваться для закрепления или проверки знаний по теме.
Обучение написанию буквы Ш
Написании сочетаний ШИ — ЖИ с помощью загадок
Однородные члены предложения
Ключ к тесту «Однородные члены предложения» (теория)
Однородные члены предложения
Тест по теме «Однородные члены предложения»
Однородные члены предложения
Мультимедийная презентация по теме. Ресурс может быть использован на уроках русского языка в качестве наглядности. Слайды могут быть распечатаны как карточки-схемы, правила выделения однородных членов предложения для раздаточного материала.
Односоставное предложение
Тест по теме «Односоставные предложения» 8 класс, вариант 2
Односоставные предложения
Тест по теме «Односоставные предложения» 8 класс
Односоставные предложения
Тест по теме «Односоставные предложения» 8 класс (теория)
Односоставные предложения
Тест по теме «Односоставные предложения» для 8 класса
Ономастика
Наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Лингвистическая в своей основе, ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами.
Опора «о,е,е после щипящих ж,ш,ч,щ»
В схеме-опоре представлены все правила на правописание о,е,е после шипящих.
Орфографическое правило.Правописание чередующихся гласных е-и в корне слова
Формулировка орфографического правила.Опорные схемы.
Орфография имени прилагательного
Разработка урока русского языка по теме «Орфография имени прилагательного» в 6 классе
Орфография наречий
Разработка обобщающающего урока русского языка по теме «Орфография наречий» 6 класс
Остин, Джон Лэнгшо
(1911–1960), английский философ, основоположник теории речевых актов. Работы Остина сыграли важную роль в смещении фокуса внимания исследователей с изучения предложения на изучение высказывания, т.е. предложения, употребленного в некотором контексте с целью достижения определенных целей.
Падеж
Форма изменения имени; наряду с числом, одна из двух основных словоизменительных категорий именных частей речи — существительного, прилагательного, причастия, местоимения, числительного.
Падежи имен существительных
Карточка для учащихся. Поверяется знание падежей имен существительных
Перенос слов
Формирование навыка правописания орфограмм
Перфект
Глагольная форма, выражающая сложную комбинацию видовых и временных значений, а именно тот факт, что результат или следствие ситуации, имевшей место в прошлом, сохраняется к моменту речи.
Петербургская лингвистическая школа
Направление русской лингвистики, сложившееся в Петербургском университета в начале 20 в. Основателем Петербургской школы был И.А.Бодуэн де Куртенэ.
Пешковский, Александр Матвеевич
(1878–1933), русский лингвист, специалист по русскому языку. Большинство его работ посвящено грамматике русского языка. Главный труд — «Русский синтаксис в научном освещении».
Письменность
На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения, и если несвободное дыхание — угроза жизни, то несвободное владение языком — угроза личности. презентация об истории писменности, может быть использована как дополнительный материал к урокам русского языка в 7–9 классах
Плеоназм
(«излишество»), дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста — а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.
Плюсквамперфект
Глагольная форма, основным значением которой является указание на то, что некоторая ситуация имела место раньше другой ситуации в прошлом. Тем самым формы плюсквамперфекта выражают значения сразу двух грамматических категорий одновременно: таксиса, или относительного времени (предшествование), и абсолютного времени (прошлое).
Повторение изученного о частях речи
Фрагмент урока Воспроизвести имеющиеся знания о разных частях речи
Поговорки и пословицы о чтении
Развитие речи учащихся посредством введения пословиц и поговорок о чтении
Подлежащее
Один из двух главных членов (наряду со сказуемым) элементарного предложения.
Полевая лингвистика
Лингвистическая дисциплина, разрабатывающая и практикующая методы получения информации о не известном исследователю языке на основании работы с его носителями.
Поливанов, Евгений Дмитриевич
(1891–1938), русский языковед, лингвист широкого профиля, он занимался многими языками, прежде всего русским, японским, узбекским, дунганским и др. Иим написано «Введение в языкознание для востоковедных вузов» и др.
Помоги Буквожке
Компетентностно — ориентированное задание на формирование информационной компетентности (аспект:применение технологий, 2 уровень) на уроке русского языка при изучении темы «Имя прилагательное» в 4 классе.
Поппе, Николай Николаевич
(1897–1991), монголист, тюрколог и алтаист. Среди работ Поппе «Халха-монгольская грамматика с библиографией, образцами языка и словарем»; «Введение в сравнительное изучение монгольских языков» и др.
Посессивность
Выраженное языковыми средствами отношение между двумя объектами, связанное с идеей обладания одного из них другим. Обладателя принято называть посессором, а обладаемое — коррелятом посессивного отношения, или, в англоязычной литературе, possessee.
Правописание личных окончаний глаголов3. Алгоритм действий при проверке правописания безударных личных окончаний глаголов
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Схема-опора проверки. Русский язык. 5 класс. Урок 18.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных
Ресурс в форме презентации к фрагменту урока по русскому языку. Содержит работу с текстом, справку по теории. Может использоваться для закрепления знаний по теме, при объяснении нового материала в качестве наглядности.
Пражский лингвистический кружок
(часто сокращенно обозначаемый ПЛК), один из ведущих центров лингвистического структурализма. ПЛК начал складываться в Чехословакии с середины 1920-х годов, организационное оформление его произошло в 1929. Ведущую роль в формировании ПЛК сыграл авторитетный чешский лингвист В.Матезиус; в начальный период существования кружка для его становления много сделал эмигрант из России С.О.Карцевский (1884–1955).
Предлог 7кл.
Ресурс может быть использован как раздаточный дидактический материал при изучении темы «Предлог» в 7 классе.
Предлоги. Раздельное написание предлогов со словами
Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе «Школа России».
Предложение
Единица грамматики, обычно соответствующая законченному высказыванию и способная выступать в качестве отдельного сообщения (текста минимальной длины). Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка. Структура предложения — предмет синтаксиса.
Презенс
Глагольная форма, выражающая грамматическое значение настоящего времени, т.е. указывающая на то, что описываемая глаголом ситуация включает момент речи.
Претерит
Глагольная форма, выражающая грамматическое значение нерезультативного прошедшего времени, не осложненное (в отличие от имперфекта или аориста) никакими дополнительными аспектуальными противопоставлениями; так называемое «простое прошедшее время» многих описательных грамматик.
Прикладная лингвистика
Деятельность по приложению научных знаний об устройстве и функционировании языка в нелингвистических научных дисциплинах и в различных сферах практической деятельности человека, а также теоретическое осмысление такой деятельности.
Принципы педагогической деятельности
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательные ресурсы взяты из регионального каталога Единой коллекции ЦОР.