6 класс

Остроги
Остроги
Остроги
Остроги
Охотничий пояс
Пояс с охотничьими принадлежностями
Охотничьи руковицы
Удэгейские охотничьи руковицы с клапаном
Памятники «охотской культуры»
Иллюстрации коллекции экспонатов «охотской культуры», найденных на территориях от Чукотки и Камчатки до Японии
Панцирные пластины
Иллюстрация костяных панцирных пластин на груди мужчины
Петроглифы Сикачи-Аляна
Монументальные памятники древнего искусства Приамурья (петроглифы — наскальные рисунки) имеют мировое значение. Петроглифы стали известны благодаря сообщениям первых путешественников и исследователей более ста лет назад. Они привлекли внимание исследователей Р.К.Маака, В.К.Арсеньева, Л.Я.Штернберга, А.М.Золотарева, а также иностранных ученых — японца Тории Рюдзо и американца Бертольда Лауфера. В расшифровке и толковании огромную роль сыграл академик А.П.Окладников, обобщив результаты исследований в монографии «Петроглифы Нижнего Амура». Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту). Это наиболее простые в исполнении изображения животных и птиц, а также личин.
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Петроглифы Сикачи-Аляна
Главный сюжет петроглифов Среднего Амура — маски-личины. Более древние отличаются относительной простотой изображения, более поздние — орнаментом, усилением стилизации. В наскальном творчестве древних жителей Амура и Уссури прослеживаются пять основных сюжетов: антропоморфная личина, змея, птица, лодка, олень (лось). Личины занимают центральное место. В петроглифах прослеживаются следы солярного культа: некоторые личины имеют ореол подобно лучам солнца. Петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (начальному неолиту).
Плетеные корзины и тарелки
Плетеные корзины и тарелки
Плетеные сумочки
Плетеные сумочки из бересты, обладающей бактерицидным свойством
Поняга
Поняга — сани удэгейцев
Пояс щамана
Магический пояс щаатмана
Пояслице, украшенное узорами
Фотография пряслица, изготовленного в эпоху неолита. Археологические находки каменных пряслиц, служивших утяжелителями веретен, свидетельствуют о появлении ткачества в эту эпоху. Пряслица, как и одежда и глиняные сосуды, украшались спиральными орнаментами.
Прибрежная часть неолитического поселения
Фотография прибрежной части неолитического поселения Приамурья. Прибрежная часть поселка отражает рыболовецкую отрасль хозяйства — здесь находятся лодки, выдолбленные из целого ствола дерева, стоят вешала для вяления рыбы и просушивания сетей. Макет поселения создан на материалах экспериментального исследования древних культур в Хабаровском крае на основе произведенных раскопок неолитического поселения Мари-5, расположенного в долине р.Девятки (Солнечный район) у подножия скалистой сопки Мари.
Пряслица
Иллюстрация керамических пряслиц янковской и польцевской культуры эпохи палеометалла. Пряслица украшены точечными вдавливаниями, расположенными концентрическими или радиальными рядами
Раскопки поселения Кондон-Почта
Фотография раскопок поселения Кондон-Почта (руководители А.П.Окладников и В.П.Сысоев) неолитического периода
Рефлексия семинара, урока, мастер-класса
Набор анкет и сводный лист для быстрой рефлексии проведенного мероприятия
Ритуальная куртка шамана
Ритуальная куртка шамана
Рыболовная сеть
Рыболовная сеть, плетенная из тонких ремешков кожи, конопляных и крапивных нитей с помощью специальных игл
Самострелы, стрелы для крупного зверя
Самострелы, стрелы для крупного зверя
Сапожок из Кольчема
Иллюстрация формы для изготовления обуви нородов эпохи неолита. По этнографическим аналогам выяснилось, что «сапожок» отображает обувь амуро-сахалинского типа, которая изготавливалась как из звериных, так и из рыбьих шкур.
Сверла и ножи
Нанайские сверла и ножи для изготовления игрушек из дерева
Сетка-«руковичка» для ловли соболей
Сетка-«руковичка» для ловли соболей
Симфония N 3, до минор. Allegro
Жанр: симфония. Исполнитель: Филадельфийский оркестр, дирижер Ю.Орманди
Симфония N 3, до минор. Allegro moderato
Жанр: симфония. Исполнитель: Филадельфийский оркестр, дирижер Ю.Орманди
Симфония N 3, до минор. I. Adagio
Жанр: симфония. Исполнитель: Филадельфийский оркестр, дирижер Ю.Орманди
Симфония N 3, до минор. Maestoso
Жанр: симфония. Исполнитель: Филадельфийский оркестр, дирижер Ю.Орманди
Симфония N 3, до минор. Poco adagio
Жанр: симфония. Исполнитель: Филадельфийский оркестр, дирижер Ю.Орманди
Симфония N 3, до минор. Presto
Жанр: симфония. Исполнитель: Филадельфийский оркестр, дирижер Ю.Орманди
Снаряд для подтягивания нерпы
Снаряд для подтягивания нерпы к лодке по тонкому льду
Собачья упряжка
Собачья упряжка «нуксур»
Совок для сбора ягод, колыбель
Совок для сбора ягод (справа внизу) и колыбель с подвесками из косточек, служивших оберегами для ребенка
Сосуд
Сосуд «хо» (в центре на заднем плане)
Сосуд для хранения продуктов питания и одежды
Сосуд для хранения продуктов питания и одежды
Сосуд для хранения продуктов питания и одежды
Сосуд для хранения продуктов питания и одежды
Сосуды
Деревянные сосуды
Сосуды неолита Нижнего Амура
Фотография сосудов периода неолита жителей Нижнего Амура. Слева — биконический сосуд со штамповым орнаментом (малышевская культура), справа — сосуд со спиральным орнаментом (вознесеновская культура). Для нижнеамурского неолита характерно пости полное орнамеитирование стенок сосудов по высоте. В качестве орнаментов использовались глиняные штампы, лопаточки с закругленным концом, трубчатые кости мелких животных, гребенчатые штампы, а также зубчатые колесики для накатки зигзагов. Использовались также разного рода налепные валики с насечками и штамповыми элементами.
Статуэтка Будды
Фотография статуэтки Будды, найденной на раскопках Краскинского городище (Бохайское государство). В Бохай была развита не только внутренняя, но и внешняя торговля с Китаем и Японией
Тесла
Орудия обработки древесины в неолитическом периоде Приамурья
Тесла
Орудия для обработки древесины в неолитическом периоде
Тесла
Орудия обработки древесины в неолитический период Приамурья
Тесла для обработки древесины
Иллюстрация тесел — орудий для обработки древесины в неолитическом периоде
Удэгейская шляпа
Удэгейская шляпа из бересты
Украшения
Иллюстрация украшений модниц эпохи палеометалла: бусы из камня, глины и кости, кольца из нефрита и глины, подвески из камня и глины округлой, овальной формы, имитирующие клык
Украшения приамурских жителей
О высоких эстетических вкусах жителей неолитического Приамурья свидетельствуют украшения: кольца из белого нефрита, зеленого кальцита, различные подвески из поделочного камня. Это наиболее типичные виды украшений на Амуре
Фрагмент изготовления долбленой лодки
Фрагмент изготовления долбленой лодки на фоне удэгейского временного жилища
Фрагменты краснолещеной керамики
Иллюстрация фрагментов сосуда из краснолощеной керамики с солярными (солнечными) символами (вознесеновская культура, поселение Кольчем, оз.Удыль). Посуда изготавливалась способом лепки, без применения гоначарного круга. В глину вводились добавки с целью ее отощения. Такими добавками могли быть песок, дресва, толченые раковины речных моллюсков и пр. Особенностью культур Нижнего Амура являются барельефные изображения на керамике и окраска сосудов красной краской на охристой основе с последующим лощением.